Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. 4

                       В ожидании Rigor mortis 

     Одну  из  целей  сценарного анализа мы видим в соотнесении  жизненного плана  пациента с грандиозной историей развития человеческой  психологии  с самых  пещерных  времен  вплоть до наших дней.  Некоторые  ученые,  освещая принципы  сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг  и  их  последователи показали,  логика  и  деяния  героев  мифов  живы  и  по  сей  день…  Они утверждают,  что  мифический  герой достиг всемирно-исторического  триумфа, тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах. А нам бы хотелось добавить пациент является пациентом потому, что он –  реальный человек.  Поэтому  он  и  идет к психотерапевгу,  роль которого – Мудрый Волшебник из мифов и сказок, чей совет помогает “герою” пережить ловушки и удары  неумолимой судьбы. Так, на наш взгляд, воспринимает это Ребенок  в пациенте, и неважно, как излагает проблему его Взрослый. 

     Совершенно   очевидно, что дети во все времена сталкивались и сталкиваются с одними  и  теми же проблемами, используя для их  решения примерно одни и те же средства. Человек, пытаясь дойти до  сути, нередко видит, что жизнь-то оказывается чем-то вроде старого  вина, но в новых мехах. Так, например, скорлупа кокоса уступила путь бурдюку из козьей шкуры, бурдюк глине, а глина стеклу, однако виноградные гроздья  почти не изменились. Поэтому  психотерапевту трудно бывает обнаружить изменения в каком-то обычном сюжете или выявить новизну жизненных приключений пациента. Некоторые элементы его сценария можно с определенной   уверенностью предсказать и даже изменить путь его развития,  прежде чем человек столкнется с бедой или катастрофой. Это мы  называем превентивной психиатрией, когда “имеет  место прогресс”. Более того, психотерапия в состоянии помочь внести в сценарий изменения или вовсе его отбросить – “достигнуть выздоровления”. 

     Мы исходим из необходимости искать именно тот миф или ту  волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним  приближаемся, тем лучше для пациента. 

     Отсутствие такого “исторического” основания обычно бывает  чревато ошибками. Простои эпизод из жизни пациента или его любимая игра могут быть приняты за весь сценарий. Соотнесение  жизненного плана пациента или жизненного плана его Ребенка с  целостностью сюжета, апеллирующего к универсальным    изначальным пластам человеческого сознания, дает психотерапевту по меньшей мере основание для анализа, а в лучшем случае  – указывает на необходимые действия, чтобы предотвратить или   смягчить печальный финал. 

                     Сценарий: в ожидании Rigor mortis     

 Волшебная сказка может открыть элементы сценария, без которых  трудно докопаться до сути, например “сценарной иллюзии”. Трансакционный аналитик чаще всего полагает, что некоторые психиатрические симптомы возникают из определенной  формы самообмана Именно поэтому пациента можно вылечить, исходя из того, что его проблемы имеют своим источником фантастические идеи. 

     В сценарии, известном под названием “Фригидная  женщина” или  “В ожидании Rigor mortis”, мать убеждает девочку, что мужчины – это животные, но долг супруги  – удовлетворять их животную страсть. Если мать заходит достаточно  далеко, девочка может даже вообразить, что умрет в случае оргазма. Обыкновенно такая женщина – большой сноб, она предлагает выход, или “антисценарий”, способный “снять” проклятие. Секс будет дозволителен, если  мужем дочери станет очень важная персона, какой-нибудь Принц с Золотыми Яблоками. Если же это не удастся, мать обычно внушает дочери: “Все опасности останутся позади по достижении менопаузы, когда ты уже ничего не будешь чувствовать в смысле секса”. 

     Здесь  налицо три иллюзии: оргатанатос, или фатальный оргазм. Принц с Золотыми Яблоками: благословенное освобождение или очищающая менопауза. Но из них ни одна не является настоящей сценарной иллюзией. Девочка проверяет оргатанатос  мастурбацией  и  понимает, что это не смертельно. Принц  с Золотыми Яблоками не иллюзия, ибо как раз возможно, что такой  человек найдется.  Можно ведь выиграть пари или получить четыре  туза в покере  – такое маловероятно, но не мифично: это случается. А  благословенное освобождение – это не то, чего на самом деле хочет ее Ребенок. Чтобы найти сценарную иллюзию, нужна волшебная сказка. 

                          История Спящей Красавицы 

     …Рассерженная волшебница сказала, что девушка уколет палец вязальной спицей и упадет замертво. Другая предсказала “Она будет спать сто лет”. Когда ей минуло пятнадцать, она уколола палец и мгновенно уснула. В это же мгновение уснули все, кто был в замке. В течение столетия многие принцы пытались пробиться к замку, но ни один из них не преуспел. Наконец, когда настало время, прибыл принц, которому было суждено достичь цели. От его поцелуя  принцесса проснулась. Они полюбили друг друга. В это же время очнулись все в замке. Они находились в тех же самых местах и тех же позах, когда заснули, как будто ничего не произошло и не минуло столетия. Сама принцесса так и осталась пятнадцатилетней, а не стала стопятнадцатилетней. Она вышла за принца замуж, и по одной версии они зажили  счастливо, по другой – это было только началом их несчастий. 

     Мифология полна волшебными снами. Наверное, самый известный – это сон Брунгильды, спавшей на вершине горы, окруженной огнем,  который  под  силу было преодолеть только герою, каковым и оказался Зигфрид. 

     События, описанные в истории Спящей Красавицы, безусловно с некоторыми поправками, могут происходить. Девицы  укалывают пальчики и падают в обморок, а в сон они погружаются в своих “башнях”. Точно так же “принцы” бродят в поисках заколдованных красавиц. Единственное, чего не может быть в жизни,- чтобы никто не постарел и не изменился по истечении многих лет. Это и есть настоящая иллюзия. Именно та иллюзия, на которой строится сценарий, в основе  которого лежит появление принца. Девушке все еще будет казаться, что ей пятнадцать, а не тридцать, сорок или пятьдесят лет и будто вся жизнь еще  впереди.  Такова  иллюзия, задержанной юности, скромная  дочь  иллюзии бессмертия. И реальной жизни такую девушку почти невозможно убедить в  том, что “принцы” – это уже не те молодые люди, о которых она мечтала, так  как они уже достигли ее возраста и стали “королями”,  что для нее менее интересно. Это самая грустная часть работы сценарного аналитика:  разрушать иллюзию, сообщать Ребенку пациента, что Санта Клауса в жизни не существует. Пациенту  и аналитику гораздо легче работать, если y пациента есть  любимый сказочный сюжет, от которого можно отталкиваться. 

     Одна  из  практических проблем подобных сценариев состоит в том, что, найдя  Принца,  Спящая Красавица может ощущать рядом с ним свою  социальную неполноценность,  поэтому  она  порой  начинает  выискивать  недостатки и разыгрывать  “опозоренную”,  чтобы  низвести  его  до  своего   уровня.   В результате он начинает желать только одного: чтобы она ушла назад  в  свой “замок” и вновь “заснула”. Если же Спящая Красавица соглашается на меньшее, не  на  принца, а на Макинтоша из зеленной лавки, то она будет  чувствовать себя  обманутой, станет вымещать на нем зло. Но в то же время она не  будет терять  из  виду  других мужчин: а вдруг появится тот  самый,  долгожданный Принц.  Описанный сценарий очень важен, потому что множество людей на  всем земном  шаре  тем  или иным образом проводят свою жизнь  в  ожидании  Rigor mortis. 

                               Семейная драма 

     Хорошим  способом,  раскрывающим  основную  интригу  и  главные  линии сценария пациента, мы считаем возможность предложить ему вопрос: если  вашу семейную  жизнь  представить на сцене, какая  могла  бы  получиться  пьеса? Прототипом  некоторых семейных драм нередко считают пьесы  древнегреческого драматурга Софокла об Эдипе и Электре. Сценарный аналитик должен знать, что драма  Эдипа  или  Электры  может выражаться в замаскированных  сексуальных переживаниях  матери,  связанных с сыном, и  во  влечении  отца  к  дочери. Внимательное  изучение  подобных ситуаций почти всегда  открывает  довольно явные трансакции, свидетельствующие о том, что эти влечения и чувства могут реально  существовать, хотя родители обычно стараются их скрыть  за  своего рода “шумовой  завесой”.  Смущенный родитель  маскирует  половое  влечение Ребенка  в  нем  к  его  собственному отпрыску, становясь  на  Родительскую позицию  шумных  указаний  и  поучений. Но в  определенных  обстоятельствах подлинные чувства пробиваются наружу, несмотря на попытки скрыть их. Обычно самыми   счастливыми   родителями  бывают  те,  кто   открыто   восхищается привлекательностью своих детей. 

     Трагедии Эдипа и Электры в реальной жизни возможны в разных вариантах. Когда  дети  становятся  взрослыми, то вполне  вероятны  случаи,  что  мать вступает  в  интимную связь с приятелем сына или отец  с  подругой  дочери. Иная,  более  “игровая”  версия  –  это когда  мать  находится  в  интимных отношениях  с приятелем дочери, а отец – с подругой сына. Любое  отклонение от нормальных ролей Эдипа и Электры должно интересовать психотерапевта, так как в этом сценарии обычно заложены основные жизненные проблемы, несомненно воздействующие на весь жизненный путь личности. 

                              Судьба человека 

     Мы считаем сценарием то, что человек еще в детстве планирует совершить в  будущем.  А  жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный  путь  в  какой-то  степени предопределен  генетически,  а  также положением,    которое    создают   родители,   и    различными    внешними обстоятельствами.  Болезни, несчастные случаи,  война  могут  сорвать  даже самый  тщательный, всесторонне обоснованный жизненный  план.  То  же  может случиться,  если “герой” вдруг войдет в сценарий какого-нибудь  незнакомца, например, хулигана, убийцы, автолихача. Комбинация подобных факторов  может закрыть  путь  для  реализации определенной  линии  и  даже  предопределить трагичность жизненного пути. 

     Существует   множество   сил,   влияющих   на   человеческую   судьбу: родительское программирование, поддерживаемое внутренним “голосом”, который древние  звали  “демоном”;  конструктивное  родительское  программирование, подталкиваемое течением жизни, с давних времен именуемой physis  (природа); внешние  силы,  все еще называемые судьбой; свободные устремления,  которым древние не дали человеческого имени, поскольку они были привилегией богов и королей. Продуктом  действия  этих  сил  и  оказываются  различные типы жизненного  пути,  которые могут смешиваться и вести к одному  или  другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. 

                                   * * * 

     Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим  в  мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях  Юнга и Фрейда. 

     Фрейд  соотносил многие аспекты человеческого существования  с  драмой Эдипова  мифа. С точки зрения психотерапевта, можно представить  пациента Эдипом,  что  должно  проявиться  в  его  реакциях.  “Эдип”  –  это   нечто происходящее в голове пациента. В сценарном же анализе Эдип  –  это  драма, реально развертывающаяся в действительности, разделенная на сцены и акты, с экспозицией, кульминацией и финалом. Очень важно, чтобы пациент видел,  как окружающие его люди играют свои роли. Ведь он знает, о чем следует говорить с людьми, чьи сценарии пересекаются или стыкуются с его собственными. 

     Некоторые  ученые – последователи Фрейда считают, что “Эдип”  –  это драма, а не просто разбор реакций, другие психологи придерживаются мнения о том, что самые  важные  мифы  и волшебные  сказки  происходят из одного фундаментального сюжета, который  реализуется в фантазиях или в действительной жизни многих людей всего  мира. Самые ранние сценарные психоаналитики  были  в  Древней Индии. Они строили свои предсказания  в основном на астрологических идеях. Об этом любопытно говорится   в “Панчатантре”  [“Панчатантра” – памятник санскритской  повествовательной литераторы (около III-IV вв.), объединяющий книги, басни, сказки, притчи и новеллы нравоучительного характера]. 

ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ 

                            Задолго до рождения 

     Истоки  многих  жизненных сценариев можно проследить,  исследуя  жизнь прародителей  тех  семей, y которых прослеживается в  письменном виде  вся история их предков наподобие того, как это делается y королей. Тогда  можно заглянуть  в глубь времен и посмотреть, насколько дедушки и бабушки,  живые или  покойные,  воздействуют  на жизнь своих  внуков.  (Вспомним  старинную поговорку: “Яблоко от яблони недалеко падает”.) Известно, что многие дети в раннем  возрасте  обязательно хотят быть похожими на своих  родителей.  Это желание  оказывает воздействие на их жизненные сценарии, но нередко  вносит трудности  во  взаимоотношения  между родителями  ребенка.  Так,  например, американские  матери  чаще  всего побуждают  своих  детей  брать  пример  с дедушки, а не с отца. 

     Очень  полезный вопрос, который психотерапевт может задать пациенту  в отношении  его  прародителей: “Знаете ли вы, как  жили  ваши  прадедушка  и прабабушка?”  Если  человек знает историю своей  семьи,  то  его  ответы  в основном можно разбить на четыре самые распространенные формы. 

     1. Гордость за предков. Пациент констатирует факт: “Мои предки были ирландскими королями” или “Мой прапрапрадедушка был главным раввином в Люблине”. Ясно, что этот человек запрограммирован идти по стопам своих предков, то есть желает стать выдающейся личностью. Если свой ответ он произносит торжественно и церемонно, то скорее всего этот человек неудачник, который использует информацию о своих предках для оправдания собственного существования, поскольку ему самому не дано отличиться. 

     Если  же  ответ звучит так: “Мать мне всегда говорила, что мои  предки были  ирландскими  королями,  ха-ха”  или  “Мать  мне  говорила, что мой прапрапрадедушка  был  главным раввином, ха-ха”, – то за этой  интонацией почти  всегда  скрывается  некоторое неблагополучие.  Человеку  “позволено” подражать  своим  исключительным предкам,  если y него есть что-то от неудачника.  Тогда  этот ответ может означать: “Я  такой  же  пьяница,  как ирландский король, этим я на него и похож, ха-ха” или “Я так же беден,  как главный  раввин,  тем  и похож на него, ха-ха”. В подобных  случаях  раннее программирование состояло в следующем: “Ты происходишь от главного раввина, а  все  раввины  были бедными”. Это может быть равноценно  указанию: “Будь таким, как твой знаменитый предок, или не ищи богатства, как не искал  его твой  предок”.  Во  всех  подобных случаях  предок  обычно  трактуется  как семейный  героический  образец из прошлого, которому можно подражать, но который нельзя превзойти. 

     2.  Идеализация.  Она может быть романтической  или  парадоксальной. Так,  преуспевающий  в  жизни  человек может  сказать:  “Моя  бабушка была прекрасной  хозяйкой”  или  “Мой дедушка дожил  до  девяноста  восьми  лет, сохранил все зубы и не имел ни одного седого волоска”. Это ясно показывает: говорящий  хочет  повторить судьбу своих прародителей и исходит  из  нее  в своем  сценарии. Неудачники обычно прибегают к парадоксальной  идеализации: “Моя  бабушка  была строгой практичной женщиной, но в старости  она  сильно сдала”.  Здесь явно предполагается: хотя она и сдала, но была все же  самой бодрой  старушкой  в доме престарелых. Скорее всего в  этом  же  состоит  и сценарий  внучки:  стать среди других старых людей самой бодрой  старушкой. Модель,  к сожалению, столь распространенная, что состязание за право  быть “самой  бодрой  старушкой” может стать весьма острым,  волнующим,  но,  как правило, разочаровывающим. 

     3. Соперничество. Ответ: “Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял бабушку” или “Дедушка был такой бесхарактерный, любой человек делал  с  ним все,  что  хотел”.  Подобные ответы часто представляют собой  невротическую реакцию,  которую  психотерапевты  интерпретируют  как  выражение   желания Ребенка быть сильнее своих родителей. 

     Ответ:  “Дедушка – единственный человек, который может возражать  моей матери.  Я  хотел бы быть таким же, как он” или “Если бы я был отцом  моего отца,  то  не боялся бы показать ему свою силу”. Описания истории  неврозов свидетельствуют  о сценарной природе подобных установок,  когда  ребенок  в своих мечтах может представлять себя “принцем” воображаемого “королевства”, “королем”  которого  является его отец. При этом может присутствовать  отец “короля”,  причем более могущественный, чем сам “король”.  Иногда  ребенок, наказанный  матерью,  может  сказать: “Вот я женюсь  на  бабушке!”  В  этом высказывании  проявляется  его тайное (но не бессознательное)  планирование своего  сценария,  в  основе  которого  была  волшебная  сказка  (становясь собственным дедушкой, он как бы обретал власть над своими родителями). 

     4. Личный опыт.  Мы говорим о действительных  трансакциях  между детьми  и  их  прародителями, оказывающих сильное влияние  на  формирование сценария ребенка. Бабушка может вдохновить мальчика на героические дела,  с другой стороны, дедушка может плохо повлиять на внучку-школьницу. которая в будущем превратится в Красную Шапочку. 

     В  целом,  как  показывают  мифология и практическая  деятельность,  к прародителям  относятся  с  благоговением или ужасом,  тогда  как  родители вызывают  восхищение  или страх. Изначальные чувства благоговения  и  ужаса оказывают влияние на общую картину мира в представлении ребенка  на  ранних стадиях формирования его сценария. 

                         Возникновение новой жизни 

     Ситуация  зачатия человека может сильно влиять на его будущую  судьбу. Она начинает складываться уже тогда, когда его родители вступают  в  брак. Иногда  молодая пара, в женитьбе которой были заинтересованы семьи с  обеих сторон,  мечтает  родить сына чтобы иметь наследника.  Сын  в  этом  случае воспитывается  в  соответствии с жизненной установкой,  усваивая  все, что должен  знать и уметь наследник большого богатства. Сценарий, по  существу, вручается  ему  в  готовом виде. Если же в таких  случаях  первым  ребенком оказывается  девочка, а не мальчик, то ее могут ждать жизненные  трудности. Подобное  часто случается с перворожденными дочерями банкиров. К воспитанию этих  девочек родители могут относиться безразлично. Иногда супруг способен даже  развестись со своей женой, если она после первой  дочери не родит мальчика.  При  этом  девочка, прислушиваясь к  ссорам  родителей,  ощущает смутное чувство своей вины из-за того, что она не родилась мальчиком. 

     В  жизни  бывает  так, что в планы мужчины вовсе не  входит вопрос о женитьбе  на  женщине, которая ждет от него ребенка. Тогда будущий  папаша чаще всего навсегда исчезает “со сцены”. А юному “герою” суждено  в  этом случае  следовать  своим  собственным  путем  почти  с  самого  дня  своего рождения. Бывает, что и мать отказывается от ребенка. Но иногда  мать оставляет  при  себе  даже нежеланного ребенка,  потому  что  его  рождение освобождает  ее  от бездетного налога. Позже, уже в подростковом  возрасте, сын  (дочь) может узнать о ситуации, сложившейся во время его появления  на свет.  Тогда  на  вопрос  о  его  семейном  положении  он  вполне  серьезно (возможно,  и  с иронией) может ответить: “Я – денежное пособие  для  своей матери-одиночки”. 

     Когда  y  супругов долгое время нет желанного ребенка, то родительская страсть может привести их к определенному состоянию, которое описывается во многих  волшебных  сказках, таких, например, как  “Мальчик-с-пальчик”.  Это пример  тому,  что  реальная  жизнь  бывает  похожа  на  волшебный   сюжет. Одновременно  возникают другие интересные сценарные проблемы,  охватывающие всю гамму романтики и трагизма. Например, что было бы если бы шекспировский Ромео стал отцом или Офелия родила бы ребенка? Что бы стало с их детьми? Вспомним  миф о Медее, погубившей своих детей.  Это наиболее известный пример, в котором дети становятся  жертвой  родительских сценариев. В современном мире маленькие мальчики и девочки, которые продаются родителями чужим людям, также становятся такими жертвами. 

     Непосредственная ситуация зачатия может быть названа   зачаточной установкой, причем, необходимо отметить: независимо от  того, была ли ситуация результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или  равнодушия. Следует  анализировать любой из этих вариантов,  чтобы выяснить,  каковы были обстоятельства и как подготавливалось  это  событие. Планировалось ли оно? Если планировалось, то как хладнокровно и педантично, с  темпераментом,  разговорами и обсуждениями или  в  молчаливом  страстном согласии?  В жизненном сценарии будущего ребенка могут отразиться  все  эти качества.  Возможно,  его родители считали секс занятием  бездельников  или пошлостью,  а  может  быть, священнодействием или  развлечением?  Отношение родителей  к интимной жизни может быть перенесено и на их ребенка.  А  если мать пыталась избавиться от плода? Может быть, даже несколько раз? Делались ли аборты или попытки аборта во время предыдущих беременностей? Здесь можно задать  бесконечное  число вопросов различной степени деликатности.  Однако надо учитывать, что все эти факты могут воздействовать на сценарий даже еще не рожденного ребенка.